Очень многие компании в первые годы после регистрации работают в убыток. Причина — все средства вкладываются в развитие. Но нередки ситуации, когда убыток возникает у предприятия, работающего давно и достаточно успешно. Причина — неудачные сделки, падение спроса, финансовые кризисы и т. д.
В общем случае под убытком понимают ситуацию, при которой расходы превышают доходы.
В соответствии с действующим законодательством все налогоплательщики ведут:
бухгалтерский учет. Его данные больше интересуют учредителей, банки, инвесторов;
налоговый. Эти данные нужны, чтобы рассчитать налог на прибыль.
Если компания применяет ОСНО, при расчете убытка необходимо руководствоваться ст. 274 НК РФ. Если же для ведения учета выбрана УСН, следует внимательно изучить п. 7 ст. 346.18 НК РФ.
Год завершен. Компания может отразить убыток:
в бухбалансе и приложениях к нему;
в декларации по налогу на прибыль. Упрощенщики — в своей декларации.
Данные бухгалтерского и налогового учета не всегда сходятся. Некоторые расходы в бухучете полностью принимаются к зачету, а в налоговом учете только частично. И получается, что налоги насчитаны, их нужно платить, а нечем.
Это относится к ситуациям с расходами на рекламу, оплату банковских процентов по кредиту. При списании их в налоговом учете нельзя выходить за пределы норм, прописанных в НК РФ. Это же касается расходов на спецоценку условий труда, благоустройство прилегающей территории. Например, те, кто выбрал для работы УСН, не могут принять эти расходы к зачету (основание — ст. 346.16 НК РФ). Как следствие, в балансе эти расходы будут отражены, а в декларации по УСН нет.
Бывают и ситуации, когда в бухотчетности показана прибыль, а налоговая — с убытками. Одна из возможных ситуаций — учредитель за свой счет приобретает для компании оборудование. Бухучет в соответствии с п17 ПБУ 9/99 предполагает отражение дохода на эту сумму. А пп. 11 ст. 251 НК РФ подобное поступление доходом не считает. Соответственно, в декларации его отражать не надо.
Еще пример. Компания применяет УСН и оплачивает коммунальные услуги по факту получения их. Счета за декабрь будут выставлены в январе и тогда же оплачены. Так как работа на УСН предполагает обязательное применение кассового метода, то в бухучете все подобные расходы должны быть отражены в декабре. А в налоговом их можно принять к зачету только в январе. Причина — расходы нельзя учесть до того, как они будут оплачены.
Сразу стоит сказать, что проверка будет особо тщательной. Инспектор по каналам электронной связи или заказным письмом отправит запрос, в котором попросит предоставить на проверку:
налоговые регистры, КУДИР (для упрощенщиков);
первичку, иные документы, на основании которых можно сделать вывод, что отчетность составлена верно.
На формирование ответа у налогоплательщика есть 5 рабочих дней с момента, как требование получено. Важно понимать, что при электронном документообороте представитель компании обязан подтверждать, что письмо получено и прочитано.
Компания не может очень уж долго работать в убыток. Если в течение нескольких лет в ФНС предоставляется отчетность с минусами по налогам, это говорит о том, что предприятие либо работает в рамках группы компаний, либо предназначено для решения определенных задач (часто незаконных) собственников.
Инспектор ФНС квартал за кварталом видит в декларациях убыток? Можно с почти 100% уверенностью говорить о том, что будет назначена выездная налоговая проверка. Для этого достаточно убытка даже в размере 1 копейки.
Есть целый ряд ситуаций, когда компании не стоит лишний раз попадать в поле зрения налоговиков с убыточными декларациями. Наиболее частые причины:
расходы есть, но есть и опасения, что их не примут к вычету в ходе проверки;
учредители планируют закрывать бизнес. Убытки не получится перенести на следующие отчетные периоды;
руководству не желательно проведение проверки на текущий момент времени.
В любой из перечисленных ситуаций достаточно просто убрать из декларации «лишние» расходы. За излишне уплаченные налоги никто никого не наказывает.
Но не стоит забывать, что все вышесказанное относится только к налоговой отчетности. В бухгалтерской расходы показываются полностью. Если это не сделать, при выявлении недостоверных данных должностное лицо будет наказано на 5-10 тысяч рублей (основание — ст. 15.11 КоАП РФ). Предусмотрены штрафы и в НК РФ, точнее в ст. 120. Здесь суммы наказания начинаются от 10 тыс. рублей.
Компания, у которой на определенном этапе деятельности были убытки, может перенести их на будущее для уменьшения налоговой базы. Это касается и ОСНО, и УСН. Но важно соблюсти ряд требований:
если убыточными были несколько лет, начинать списывать нужно с наиболее ранних;
хранить первичку, налоговые регистры нужно 4 календарных года после того, как убыток списан;
нельзя производить перезачет между системами налогообложения. Работали на УСН? Перешли на ОСНО? Убытки с упрощенки остаются в прошлом. Это же относится к обратным переходам.
На то, чтобы закрыть убыток полностью, компании дается не более 10 лет. Например, если в 2015 году был зафиксирован убыток в размере 1 млн. рублей, перекрыть полностью его предстоит до 2025 года.
Для тех, кто предпочитает работать на основной системе налогообложения, стоит прочитать следующие правила:
в 2017 году разрешено переносить убытки, возникшие в 2007 году и позднее. Временные ограничения при этом отсутствуют. Но в соответствии с Письмом Минфина от 9.01.2017 г. N СД-4-3/61@ это касается убытков только за последние 10 лет. То есть убытки, полученные в 2007 году, можно списывать и в 2020 году. А вот с убытками за 2006 год это сделать уже не получится;
до наступления 2017 года рассчитанную налоговую базу можно было уменьшать на 100%, если в предшествующих периодах были убытки. В 2017 году ситуацию изменили. Базу можно уменьшить на 50%, с оставшихся придется заплатить налоги, а остаток убытка перенести на следующий период.
Не редки ситуации, когда налогоплательщик получает документы, на которых стоит дата прошедших периодов. Как поступать в такой ситуации? Принимать в текущем году? Сдавать корректировки за прошлые периоды и готовиться к проверкам со стороны налоговиков?
Законодательство говорит, что уменьшить налоговую базу на сумму расхода можно только в том периоде, к которому затраты относятся по факту. Но на самом деле небольшой выход из ситуации есть. Налоговики разрешают принимать документы к зачету в последующих периодах, если принятие их в своем периоде приведет к снижению налога. Основание — п. 1 ст. 54 НК РФ. Это относится и к УСН, и к ОСНО.
Несколько иначе обстоит ситуация в бухгалтерском учете. Здесь бухгалтер обязан исходить из следующих положений:
год завершен, но отчетность по нему еще не подписана. В этом случае п. 6. ПБУ 22/2009 предписывает принять документы к зачету декабрем прошедшего года;
отчетность за предшествующий год подписана. В соответствии с п. 10 ПБУ 22/2009 документы принимаются к зачету уже в январе текущего года.
Наличие убытка как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности приведет не только к проверкам и запросам со стороны ФНС, но и к другим негативным последствиям. Например, банки вряд ли захотят выдать кредит тому, кто постоянно работает в убыток.
Отдельного внимания заслуживают тендеры на закупки товаров и услуг для нужд государственных и муниципальных предприятий. Формально компании с убытком могут в них участвовать. На практике же в пакет документов обычно включают справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухбаланс с приложениями и т. д. Вполне естественно, что шанс стать победителем в тендере больше у того, кто работает с прибылью.
1.Официально зарегистрируем фирму в налоговой и вам даже не надо приезжать в офис
2.Дарим 9000 на рекламу в Директ
3.Оформим электронную подпись
4.Откроем счет в банке за 1 день
5. Первая отчетность в подарок